Особое значение для развития личности ребенка имеет
ознакомление с окружающей действительностью, когда она предстает перед ним во
всем многообразии и ребенок приобщается ко всему, чем живет общество.
Дети любят ставить эксперименты. Это объясняется
тем, что им присуще наглядно- действенное и наглядно- образное мышление, а
экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим особенностям.
В дошкольном возрасте он- ведущий, а впервые три года- практически единственный
способ познания мира.
Учитывая психо- физические особенности детей
каждого возраста, я разработала примерные перспективные планы экспериментальной
деятельности для каждой возрастной группы.
Примерный перспективный план
экспериментальной деятельности во 2-младшей группе.
·
Сентябрь: Адаптация, игры с песком и водой на
участке с представлениями о форме и величине
·
Октябрь: Песок сухой и мокрый («Сыпется и нет»)
Вода («Переливается, разливается»)
·
Ноябрь: Песок («Сухой песок можно просеять, а
мокрый нет») Вода («Вода прозрачная») Вода («Вода- среда обитания - аквариум»)
Вода («Значение воды для человека»)
·
Декабрь: Снег («Снег холодный и тает на ладони»)
Снег («Снег тает в помещении, во дворе нет, так как там зима») Лед («Холодный,
но тает на ладони и в помещении, а во дворе нет») Г\ед, («Гладкий, прозрачный.
Вода при низкой температуре становиться льдом»)
·
Январь: Лед («Цветной и бесцветный») Песок
(«Песок пересыпается, вода переливается») Вода («Переливание из больших сосудов
в маленькие и наоборот»)
·
Февраль: Песок («Формирование в формочки») Песок
(«Окрашивание песка с помощью цветного мела») Вода («Значение воды для
человека») Вода («Значение воды для прорастания лука»)
·
Март: Вода («Растворение веществ») Магнит
(«Движение машинки») Снег («Закрепление св-в снега») Лед и снег («Со сменой
времен года происходит и состояния льда и снега»)
·
Апрель: Вода («Значение воды для растений») Вода
(«Значение воды для семян») Почва («Значение для роста растений») Вода
(«Значение для растений»)
·
Май:Песок и камни («Умение сравнивать, находим
сходство и различие») Диагностика
Примерный
перспективный план экспериментальной деятельности в средней группе.
·
Сентябрь: «Где ночует солнышко?» «Почему происходит
смена времени года?» «У кого какие детки?» «В тепле и холоде»
·
Октябрь: «Рассматривание зерна под микроскоп»
«Заплесневелый хлеб, дырочки» «Волшебная монетка» «Звучащий стакан»
·
Ноябрь: «Круговорот воды в природе» («Откуда
берется вода и куда девается?») «Холодный кипяток» «Плавает-тонет» «Почему не
выливается» «Наши помощники - глаза»; «сколько ушей?»
·
Декабрь: «Прикрываем рот и нос, когда чихаем.»
Опыты с распылителями , блеском для тела») «Тайнопись» «Скорлупа бежит за
расческой»
·
Январь: «Рисуем глядя в зеркало» «Извержение
вулкана» «Сделай снегопад» «Почему шуба греет»
·
Февраль: «Лед и пламя» «Почему лед не тонет»
«Живые тени» «Теневой театр»
·
Март: «Сделаем окаменелость. Что еще кроме
костей может стать окаменелостью» «Тесная бутылка» «Подлодка» «Чернеющее
яблоко»
·
Апрель: «Волшебная бумага. Свойство бумаги»
«Бумажная гармошка, бумажки - попрыгунчики» «Парящий самолет» «Пузырьки-
спасатели»
·
Май: «Вкусные опыты. Творог и сметана» «Мир
ткани: опыты с нитками (нить- линейка, музыкальная линейка, нитка-циркуль» «Как
органы человека помогают друг другу» «Что и изчего»
Примерный
перспективный план экспериментальной деятельности в старшей группе.
·
Сентябрь: Диагностика
·
Октябрь: «Как обнаружить воздух в помещении»
«Воздух есть во всех предметах» «Что плавает- что тонет» «Где больше песка , в
ложке или кружке»
·
Ноябрь: «Свойство почвы» «Свойство твердых
веществ и жидкостей» «Как спрятаться бабочкам» «У кого какие клювы»
·
Декабрь: «Что лучше руки или ноги» «Родственники
стекла» «Свойства воды, глины и песка» «Чем пахнет воздух»
·
Январь: «Обнаружение воздуха в разных объектах»
«Запустить спутник» «Дневные звезды» «День- ночь»
·
Февраль: «Обнаружение воздуха в разных объектах»
«Как снег становиться водой» «Снежные узоры на стекле» «Далеко-близко»
·
Март: «Иней» «Цветные льдинки» «Далеко- близко»
«Сосульки»
·
Апрель: «Дуем- играем» «Почему не падают
деревья» «Как расселяются семена» «Как с гуся вода»
·
Май: «Вода источник жизни» «Выращиваем лук» «Чем
можно измерять» «Образование радуги
Примерный
перспективный план экспериментальной деятельности в подготовительной группе
·
Сентябрь: Диагностика
·
Октябрь: «У воды нет вкуса» «Где прячутся
насекомые? Можно ли им помочь?» «У воды нет запаха» «Изучаем листья»
·
Ноябрь: «У нас есть вдох и выдох» «Первые
заморозки» «Волны» «Мы живые . А деревья?»
·
Декабрь: «Сколько весит воздух» «Вода смачивает
и очищает предметы» «Замерзание воды» «Свойства мокрого песка»
·
Январь: «Сколько времени можно не дышать»
«Спичка- пленница» «Бывает ли воздуху холодно?» «Защитные свойства снега »
·
Февраль: «Вода прозрачная» «Когда бывает пар»
«Получаем талую воду» «Ловим воздух»
·
Март: «Наблюдение за свойствами снегом в разную
погоду» «В воде некоторые вещества растворяются» «Песочные часы» «Почему парашют
снижается плавно?»
·
Апрель: «Движение воздуха» «Летающие семена»
«Своды и тоннели» «Песчаный конус»
·
Май: «Чем отличается солнечная сторона от
теневой» «Яблочный спутник свечи» «Теневой портрет» ДИАГНОСТИКА
Комментариев нет:
Отправить комментарий